Главная

   Музыка - удивительный мир. Этот мир нельзя сравнить ни с каким другим – он особенный. Он бесконечно притягателен благодаря своей неповторимой красоте и богатой красочности. Он вобрал в себя все, что доступно человеческому мышлению и все-таки остается непостижимым, ведь невозможно объяснить и понять его до конца... Говорить о музыке можно по-разному – поэтично-возвышенным языком рифм или используя профессиональную терминологию, схематично и аналитически конкретно или образно и семантически углубленно. Все зависит от того, насколько вы близки с Музыкой.

   Для музыкантов, чья жизнь, деятельность и прекрасное вечное искусство неразрывно соединены в нечто большее, чем фрагментарное духовное соприкосновение на концерте, одной из главных профессиональных задач является умение сохранить свежесть и непосредственность восприятия музыки и, одновременно, всегда стремиться к постоянному творческому самосовершенствованию. А педагогам важно знать и овладевать новыми методами, современными подходами в обучении детей, ведь каждое новое поколение удивляет своей нестандартностью, а порой и неожиданной «креативностью».

   Чтобы поддержать творческое горение, педагогическую активность и заинтересованность в развитии в Северодонецком колледже культуры и искусств имени Сергея Прокофьева был организован и проведен областной семинар-практикум по специализации фортепиано, на который были приглашены молодые, но уже достаточно известные в профессиональной среде талантливые музыканты, опытные педагоги и яркие исполнители: Алина Владимировна Романова – доцент Киевской национальной академии музыки им. П. И. Чайковского, лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения и Артем Владимирович Ляхович - доцент Киевского института музыки им. Р. М. Глиэра, лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения.

   Программа двухдневного семинара-практикума была насыщенной и разнообразной. Она включала в себя методический доклад на тему «Методика запоминания музыкального произведения», мастер-классы с учеником детской музыкальной школы и студентами колледжа культуры и искусств, а также два концерта-лекции, посвященные исполнению всех Этюдов-картин и всех Прелюдий Сергея Рахманинова.

   Алина Владимировна и Артем Владимирович – уже не в первый раз делятся с педагогами своим педагогическим опытом и исполнительским мастерством. Но каждая новая встреча открывает настоящую многогранную глубину их всестороннего дарования и неисчерпаемость творческого потенциала. Их желание поделиться своим мастерством и преданностью сложному, а часто и самоотверженному делу, было воспринято участниками семинара-практикума с горячим чувством восторга и эмоциональным подъемом. Ведь актуальность и значимость темы методического доклада «Методика запоминания музыкального произведения», безупречная доброжелательность и умение поддержать детей в достижении сложных музыкальных и исполнительских задач впитывались педагогами области с огромным интересом. А непревзойденное художественное и виртуозное мастерство, высочайшая эстетика пианизма и культура звукового творчества, продемонстрированные в сольных концертах А. Романовой и А. Ляховича, покорили и, если избегать штампов, ошеломили даже подготовленную аудиторию слушателей. Магия Музыки торжествовала во всем, что происходило на сцене колледжа культуры и искусств в эти дни.

   Хочется отметить, что Алина Владимировна и Артем Владимирович являются учениками одного из самых выдающихся педагогов, способствовавших формированию украинской фортепианной школы и ее общепризнанно высокого уровня исполнительского мастерства. Рябов Игорь Михайлович – профессор Киевской консерватории, был настоящим другом нашего учебного заведения, который на протяжении десятков лет сотрудничал с педагогами фортепианного отдела тогда еще Северодонецкого музыкального училища. А ведь именно этот многолетний творческий тандем способствовал тому, что выпускники фортепианного отдела музыкального училища Северодонецка были и остаются среди лучших студентов-выпускников Киевской национальной академии музыки им. П. И. Чайковского.

   Благодаря создавшимся человеческим и профессиональным взаимоотношениям с Артемом Владимировичем, начавшимся в сложный период военных действий в нашем регионе и закрепившимся на протяжении вот уже трех лет, наше сотрудничество становится постоянно обновляющимся, качественным и результативным, содержательным и запоминающимся творческим процессом, а каждая последующая встреча обретает все более яркий масштаб.

   И все-таки остаются вопросы, которые тревожат многих. На некоторые из них мы попросили дать ответы Артема Владимировича Ляховича.

   Мы знаем, что сфера Вашей деятельности – чрезвычайно широка, а время –быстротечно. Что способствует такой высочайшей исполнительской форме? Как Вам удается совмещать несовместимые направления? Каждая встреча – это новый и не просто очень сложный репертуар, это настоящие пласты лучшей фортепианной музыки И. Брамса, Ф. Шопена, С. Рахманинова. Это всегда литературное, познавательное погружение в контекст представляемой эпохи и стиля, это малоизвестные и ценные сведения о творчестве композиторов и их жизни. Ведь, по мнению известных, выдающихся музыкантов, научную, педагогическую работу и исполнительство невозможно объединить, а помимо них Вы – отмеченный литературными премиями писатель и фотограф, удостоенный вниманием к своим работам международных изданий.
   Когда мне задают этот вопрос – «как вы все успеваете?» - я искренне не понимаю, как на него отвечать. Мне кажется, что я ничего не успеваю. Процент сделанного в сравнении с процентом желаемого так мал, что «тень несозданных созданий» не только «колыхается во сне», но и не даёт мне спать. К сожалению, в наших условиях творчество может быть только хобби, а отдавать хобби все свое время - эгоизм и безрассудство, особенно для семейного человека.

   Что двигало Вами, когда Вы решились на творческие контакты с нашим учебным заведением в период, когда многие откровенно и обоснованно боялись ехать к нам, ведь в 30-40 километрах от Северодонецка находится зона активных боевых действий? Мы знаем о том, что Вас рады увидеть у себя в более спокойных областях Украины, Вы бываете на гастролях и за рубежом. И все-таки, Северодонецк Вы оставляете в зоне своего внимания.
   Честно говоря, я как-то не выделял Северодонецк из всей страны. Почему бы не съездить и туда? Но если бы стреляли где-то поближе - я бы, конечно, не рискнул. Хотя, если бы не было семьи - и это не было бы помехой.

   Чем Вам интересно сотрудничество с нашим учебным заведением? Есть ли какие-то отличия от других, где Вы уже бывали?
   Есть. Один из лучших в стране роялей и один из лучших в стране залов. Его акустика прекрасно подходит именно для фортепианной музыки, а это большая редкость. Фортепиано равно плохо звучит и в слишком «сухом» помещении, какими бывают большинство современных залов, и в слишком гулком. Гулкие залы хорошо для пения, но фортепиано теряет в них артикуляцию. У зала Северодонецкого колледжа большой потенциал. Гипотетически там можно проводить и конкурсы, и фестивали... А ещё в Северодонецке очень отзывчивая и благодарная публика.

   Как возникают идеи таких крупных мероприятий как областной семинар-практикум, ведь Вы выступаете на них во всех возможных для Вас, но часто недоступных для многих больших музыкантов нескольких ипостасях –исполнителя, исследователя, педагога, лектора, ведущего?
   Музыку хочется не только играть, о ней хочется и говорить, и изучать её. А разговор о музыке, как и игра, требует аудитории. В живом общении многие вещи понимаются лучше, чем из письменного текста. Ведь музыка в конечном итоге и есть общение.

   Что Вы думаете о проблемах современного профессионального образования?
   Как по мне, основных проблем две. Первая - враждебность власти к специалистам и профессионалам. Нашей власти, несмотря на все лозунги, по факту не нужны профессионалы. Ей нужны двоечники, которые будут заниматься не делом, а прикрытием своих и чужих махинаций. Отсюда вторая проблема: коррупция в учебных заведениях, которая уже привела к кадровой катастрофе. Квалифицированных профессионалов исчезающе мало, гораздо больше людей, устроенных на работе «по знакомству». Такой человек может быть хоть профессионалом, хоть даже гением, потому что и гений не сможет устроиться на работу никаким другим образом. Но чаще всего, он не бывает ни тем, ни другим. Сам по себе принцип устройства на работу делает профессионализм ненужным. Зачем стремиться к совершенству, если это не приведёт ни к чему, кроме зависти?

   Как сохранить профессионально ориентированную мотивацию у детей? Занятия музыкой требуют ежедневного и упорного труда, а современные дети имеют увлечения, которые легче и быстрее реализуются в доступных для всех средствах.
   Мотивация у детей мне кажется проблемой меньшей, чем мотивация у взрослых студентов и выпускников. Львиная доля детской мотивации – мотивация родителей, которым хочется, чтобы их ребёнок был лучше всех, все умел, занимал места, получал «подяки» и т. п. А вот когда ученик обнаруживает: я столько лет учился музыке, а она, оказывается, никому не нужна (вариант - «оказывается, оценивают по знакомству, а не по игре») - он просто останавливается на полпути. Этот кризис переживают буквально все, и побеждает в нем меньшинство - самые упрямые, самые неисправимые фанатики.

   Что бы Вы хотели пожелать педагогам, чтобы их труд и усилия были успешными и результативными? Существует ли универсальный метод взращивания талантливых детей? Как способствовать развитию музыкальных способностей и правильно формировать личность ребенка на Ваш взгляд?
   Универсального метода не существует, потому что от ученика зависит больше, чем от педагога. И. М. Рябов часто повторял: главная задача педагога – стать ненужным своему ученику. Педагог должен помочь ученику стать самообучающейся системой. Конечно, это тем более актуально, чем старше ученик, но курс на «сделай сам, пойми сам, справься сам» нужно задавать, как по мне, с самого начала. Самое любопытное, что такой курс отнимает у педагога гораздо больше времени и сил, чем «натаскивание». Самое сложное - передать ученику критерии самооценки. Ребёнок быстро привыкает, что «хорошо» и «плохо» всегда говорят посторонние дяди-тети, а его задача - поддать побольше усердия, и все. Развенчание такой привычки в классе Рябова было болезненным, но эффективным. Он все время спрашивал: ну как, понравилось? Нет? А что именно? Где, какая нота не понравилась, в какой руке? Почему? А как надо? Покажи!
   Нужно заметить, что такая позиция немного противоречит академическим требованиям, предписывающим выдать «товар на-гора» к очередному академу.
   Ученики Рябова поначалу играли на академах не лучшим образом. Адаптация к правильной самооценке занимала минимум несколько лет. Но это тот риск, на который педагог должен пойти, как по мне.

   Артем Владимирович, примите нашу искреннюю благодарность за все, что так красиво и сердечно мы прожили вместе с Вами и Алиной Владимировной в течение этих двух дней! Спасибо Вам за Ваш талант, благодаря которому на нашей сцене ожила музыка Сергея Рахманинова, спасибо за то, что благодаря Вашему исполнительскому мастерству она проникла в каждое сердце и затронула самые глубокие чувства слушателей. Мы рады приобщиться к постижению вершин сложной педагогической деятельности и к Вашей увлеченности научного осмысления фундаментальных законов музыки.

   Удивительное ощущение горячей сопричастности ко всему, что формирует культурное пространство нашей страны, профессионализм музыкальной среды, решение конкретных проблем и задач в педагогике и исполнительстве, а также истинно духовное осмысление настоящих человеческих ценностей говорит о редко встречающемся масштабе личности, которой является Артем Владимирович. Его желание «дойти до самой сути» говорит о силе и глубине его характера и творческой направленности, о самобытности и мощи его мышления, о желании развиваться самому и помогать в этом другим. «И вечный бой. Покой нам только снится…»

Педагог-методист ПЦК «Фортепиано»,
кандидат искусствоведения
Бондаренко Елена Николаевна

   

   

   

   

Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)

Ми в соц. мережах

   

Оголошення

«День відчинених дверей»

Соціальна реклама

Рекламний блок

Статистика