Главная

   25 октября, День Рождения Иоганна Штрауса II (сына), признанного «короля вальса», известного композитора, занимающего особое место в истории мировой музыки. Он создал около 500 произведений, среди которых 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша,31 мазурку,15 оперетт, комическая опера и балет. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.

   Родоначальниками „вальсовой династии” по праву являются Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус-старший. Их искусство казалось недосягаемым, пока, наконец, и у них не появился соперник, еще более талантливый и сильный. Это сын Штрауса - Иоганн Штраус-младший. Он является новатором в области старого венского вальса. В чем же это проявилось? Композитору постепенно становилось тесно в рамках короткого танцевального построения, сковывающего полет его фантазии. Он создал мелодию нового типа, где стремился к тому, чтобы музыкальная тема не свертывалась тотчас же после возникновения, а развивалась в широко льющуюся мелодию. Штраус решается на смелый шаг: он ломает привычную до того форму танца, удваивая его объем.Там, где раньше встречались построения в 8 и 16 тактов, он конструирует соответственно 16 и 32. Мелодическая мысль чувствует себя вольно, просторно. Однажды возникнув, она логично развивается, живет полнокровной жизнью и естественно завершается, уступая место новой. Так венский вальс, сохранив прикладную танцевальную основу, вырос в самостоятельный музыкальный жанр.
   Отец композитора, Иоганн Штраус-старший имел свой оркестр, в котором являлся руководителем. Вскоре после его смерти, когда в оркестре возник вопрос о будущем дирижере, друзья и коллеги настояли на приглашении его сына. Артисты оркестра в полном составе явились к Иоганну, чтобы торжественно передать ему дирижерскую палочку отца. И для Штрауса-младшего начался период повседневной напряженной концертной и композиторской деятельности. Все это доставляло ему огромное удовольствие, ведь он занимался любимым делом, хотя отец бы этому не порадовался. С самого детства юному музыканту запрещали заниматься музыкой и прочили ему будущее, связанное с коммерческой деятельностью. И вот, наконец, спустя годы настал час его долгожданного творческогоподъема! Произошло осуществление мечты!
   Первый вальс, с которым Иоганн Штраус-сын дебютировал перед публикой, он назвал «Сердце матери». Если раньше вальсы Штрауса звучали только в танцевальных залах, то теперь они все чаще исполнялись на концертной эстраде. По сей день творчество композитора очень популярно. Его бессмертные произведения звучат во многих концертных залах Европы и мира.
   Концертные турне закрепили его мировую славу и способствовали повсеместному распространению венского вальса.
   В 1855 году Штраус получает приглашение дирижировать концертами в Павловске под Петербургом. Приезд «короля вальсов» оказался большим событием в петербургской музыкальной жизни. Этому способствовала широкая популярность венского вальса в России. Штраус исполняет в концертах, кроме собственных, произведения Глинки, Верстовского, Алябьева, Серова, Гурилева. Иоганн Штраус знакомит русскую публику с произведениями Верди и Вагнера. А Россия дарит ему… любовь. В одну из волшебных белых ночей 1857 года он встречает свою возлюбленную – Ольгу Смирнитскую.

   Существовала полуправда, полулегенда о нежной переписке композитора и Ольги. В последнее десятилетие 20 века переписка была вновь открыта и привлекла огромный интерес музыковедов и почитателей творчества Штрауса. Читая письма влюбленных можно почувствовать тот свет, ту душевность и искренность, которая наполняла сердца юных романтиков. В одном из своих писем композитор пишет: "14 июля. Утро. Возможно ли найти слова, чтобы описать Тебе мои чувства, когда я читал Твои, одухотворившие меня строки! Уверяю Тебя, что это был счастливейший момент в моей жизни... Так возьми же мое сердце, чтобы оно могло доказать Тебе, как любит Тебя, чтобы оно без остатка отдало то, что ниспослано ему Самим Создателем! Ольга! С сегодняшнего дня я живу только одной надеждой: не покидать Тебя никогда, принадлежать Тебе. И если надо будет преодолевать трудности… в противном случае я положу конец своей жизни. И клянусь свято быть Твоим, и пусть накажет меня Господь, если я не сдержу своего слова". Однако их любви не суждено было продлиться так долго, как длилась сила его вдохновения.
   С середины 1860-х годов наступает период полного расцвета гения Штрауса. Он пишет несколько вальсов, каждый из которых сам по себе мог бы сделать бессмертным его имя. „Голубой Дунай”, „Жизнь артиста”, „Сказки венского леса”, „Вино, любовь и песня”, „Новая Вена” и „Венская кровь”. Его вальсы передают глубоко опоэтизированное восприятие мира. В них ощущается слияние человека с природой, которое так характерно для романтиков. Вальсы Штрауса проникнуты возвышенным настроением, но в то же время они просты и сердечны.
   Его почитателями были Вагнер и Глинка, Чайковский и Берлиоз, Малер и Брамс, Римский-Корсаков и Рахманинов. (С Брамсом Штрауса связывала и многолетняя дружба.) По воспоминаниям современников, музыка Штрауса пришлась по сердцу и Льву Николаевичу Толстому: от звуков одного из вальсов он буквально расплакался.
   Штраус так долго царил в сердцах современников, что им стало казаться, будто их кумир вечен. Но увы, Иоганн Штраус ушел из жизни вместе со столь благосклонным к нему 19 веком. Жизнь маэстро закончилась, но посмертная слава не исчезнет никогда. За свою жизнь композитор подарил миру огромное количество замечательных произведения, которые остаются бессмертными по сей день.
   Композитор как никто сумел передать бурлящую радость бытия, ощущение молодости и силы. Штраус воспевал природу, весну, голубое небо, дуновение теплого ветра, журчание ручья и шелест леса. Его музыка – сверкающий гимн любви, которая останется в памяти последующих поколений.

Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)

Ми в соц. мережах

   

Соціальна реклама

Рекламний блок

Статистика